Статистика

Калуфер и миррис – забытые пряные растения

Калуфер и миррис – забытые пряные растения

Сейчас названия «калуфер» и «миррис» мало кому знакомы. Раньше эти замечательные растения с душистыми листьями были широко распространены, но в XX в. их у нас почти забыли. В отечественной популярной литературе по садоводству и огородничеству сведений о них мало, а жаль – эти растения, безусловно, заслуживают широкого распространения, повсеместного выращивания и использования.

В русской художественной литературе XIX в. калуфер упоминается довольно часто. Так, например, в романе Мельникова-Печерского «В лесах» читаем: «В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы» и далее в другом месте: « .гостям-то баньку истопи, а веники в квасу распарь с мятой, а в воду и в квас, что на каменку подавать, тоже мятки положи да калуферцу». А Иван Никифорович из знаменитой повести Гоголя говорил Ивану Ивановичу: «Хороший табак делают в Сорочинцах. Я не знаю, что туда кладут, а такое душистое! На канупер похоже. Вот, возьмите, разжуйте немного во рту. Не правда ли, похоже на канупер?»

Калуфер, колуфер, или кануфер (на Украине – канупер) действительно раньше очень любили выращивать на огородах в Средней и Южной России и на Украине ради очень приятного запаха листьев. Менее известны другие народные названия этого растения – пахучая пижма, девятисильник благовонный, рябинник, шпанская ромашка.

Известный русский агроном Р.И. Шредер в своем классическом труде по садоводству «Русский огород, питомник и плодовый сад» назвал калуфер «любимцем народа» наряду с божьим деревом (полынь высокая – Artemisia abrotanum), иссопом и любистоком.

Калуфер – это растение, возникшее в культуре, разновидность произрастающего на Кавказе и в Малой Азии пиретрума бальзамического, или пижмы бальзамической (Pyrethrum balsamita, или Tanacetum balsamita). В ботанической литературе два последних названия обычно относят как к дикорастущему растению, так и к культурной форме, но в настоящее время калуфер рассматривают иногда и как отдельный, возникший в культуре, вид, который называют пиретрумом большим (Pyrethrum majus).

Калуфер – многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. У него ползучее разветвленное корневище и прямостоячие стебли до 1 м высотой – в верхней части ветвистые, а в нижней – с большим количеством прикорневых листьев на длинных черешках. Листья серо-зеленые, обильно опушены короткими мягкими прижатыми волосками, бархатистые на ощупь. Восхитительный пряный аромат их особенно чувствуется, если листья потереть. Соцветия калуфера – очень мелкие корзинки (0,5–1,0 см в диаметре). Все цветки в соцветии трубчатые, желтые, краевые язычковые цветки отсутствуют. Корзинки собраны на верхушке стеблей в сложные рыхлые щитковидные соцветия. Семян калуфер не образует, размножается он только вегетативно.

Дикорастущий пиретрум бальзамический отличается от калуфера тем, что в его соцветиях имеются белые язычковые цветки (в быту такие цветки часто называют «лепестками», воспринимая все соцветие как единый цветок, например у ромашки), плоды у него – мелкие семянки до 2,5 мм длиной, а самое главное – его листья менее ароматны. На Кавказе это растение встречается в субальпийском поясе, на лугах, вдоль ручьев на сухих каменистых склонах, часто около жилья. Местное население разводит его и использует в быту как лекарственное и пряное.

Калуфер же был известен в культуре еще в Древней Греции и в Риме. Из Средиземноморья это растение распространилось по всей Европе вплоть до Британских островов, а вместе с переселенцами попало в Северную Америку. В Средние века калуфер был очень популярен в европейских странах, его повсеместно выращивали в садах, широко применяли для лечения и как приправу к пище. Калуфер входил в число 72 видов обязательного ассортимента растений для выращивания в монастырских садах, указанного в изданном в 800 г. «Городском капитулярии» Карла Великого. В многочисленных народных названиях этого растения в европейских католических странах часто было отражено имя Девы Марии, особенно любимой и почитаемой святой в католической религии: трава Девы Марии, мята Богоматери, трава святой Мадонны, листья Марии, подарок Девы Марии.

На Руси это растение появилось, вероятно, во времена Петра I. Есть сведения, что калуфер был его любимым растением. Петр вообще любил душистые растения и сам их выписывал отовсюду для разведения.

Калуфер всегда ценился в народной медицине. В России применяли его в основном как желудочное средство, он считался хорошим лекарством от колик и спазмов, использовали в качестве глистогонного. Приготовляли из него ароматные сборы вместе с мятой, душицей, чабрецом. На листьях калуфера настаивали оливковое масло, которое приобретало приятный вкус, аромат и антисептические свойства, – его называли бальзамным маслом. Листья и порошок из высушенных листьев калуфера считались прекрасным средством для заживления ран, подобно всем известному подорожнику. Московский ботаник Н.Анненков сообщает в своем знаменитом «Ботаническом словаре», издававшемся в XIX в. (для него были собраны подробные сведения об употреблении растений по всей России), что великий шведский ботаник Карл Линней считал это растение противоядием при отравлении опиумом.

Перейти на страницу:
1 2 3