Статистика

О чем молчат красоты мира

Непредвзятый анализ свидетельствует, что такой четко проявляемой тенденции в живой природе нет. Находящиеся на "нижних этажах" аристотелевской "лестницы" существа часто выглядят не менее привлекательными, чем более сложно организованные. Вспомним о прекрасных бабочках, раковинах моллюсков, одноклеточных радиоляриях.

Эти одноклеточные радиолярии находятся на самой нижней ступене аристотелевской "лестницы" сложности, но они не менее прекрасны, чем многие существа с верхних ступеней этой "лестницы". Эта же схема отказывается работать и на верхних этажах этой "лестницы". В самом деле, какое существо следовало бы считать самым прекрасным среди всего многообразия жизненных форм, если бы предполагаемый эволюционный процесс проходил бы под действием одухотворяющего материю начала?

На первое место следовало бы, безусловно, поставить человека. Но человек не может дать объективную оценку самому себе, поэтому должен исключить свой вид из подобного конкурса красоты и подумать о том, какому виду следует отдать почетное второе место. Логика направленного пантеистической силой эволюционизма подсказывает, что на вторую ступеньку пьедестала должна быть поставлено предпоследнее звено предполагаемого эволюционного процесса — обезьяна, "частота вибраций" которой, если верить современным философам-пантеистам, лишь несколько ниже человеческой. Хоть о вкусах и не принято спорить, но тут очевидным становится то, что пантеистическая схема предполагаемой эволюции явно не работает.

Если Тейяр де Шарден и другие пантеисты правы, то тогда самое прекрасное после человека существо — обезьяна Что же может сказать дуалистическое мировоззрение с его представлениями о всемогущем Творце о смысле красоты нашего мира — прежде всего о вездесущей в природе пропорции "золотое сечение"? Обратимся за разъяснением этого явления к творениям Отцов Церкви.

Согласно святоотеческим представлениям, Бог является не только Творцом, но и Вседержителем мира. Св. Дионисий Ареопагит писал по этому поводу следующее: "Бог привел в бытие и содержит все сущее, промыслительно все сохраняет и во всем присутствует, непостижимым образом все во всем объемля своими творческими и промыслительными исхождениями" (Дионисий Ареопагит, 1991, с. 82). Эти Божественные исхождения называются в рамках христианской святоотеческой традиции Божественными энергиями или логосами. Логос, переводится с греческого как слово. "Бог называется Словом,— писал св. Максим Исповедник, — потому что имеет в Себе причины всего сущего. Ибо логосы всякой природы, пребывают в Нем как в Причине всякого создания" (Максим Исповедник, 1994, с. 247).

Такие представления о первоистоках мира во многом перекликаются с платоновским учением об идеях. Но вместе с тем между учением Платона и христианским мировоззрением существуют и принципиальные различия. Несмотря на иерархичность идей в учении Платона, этот философ "никогда не чувствует необходимости выводить Идеи из какой-либо еще более предельной сущности, но удовлетворен содержательным их рассмотрением как существующих "самих по себе" и останавливается на этом" (Армстронг, 2003, с. 47) . В христианской же традиции логосы явлений "исходят" из Ипостасного Логоса — Божественной Первопричины мира.

В таком понимании логосы явлений в отношении к Богу есть "Божественные идеи, хотения; в отношении к каждой вещи - ее формирующий принцип, по которому она получила бытие" (Епифанович, 1915, с. 49). Можно сказать, что "под внешней являемостью в мире скрывается бытие умопостигаемое. Оно и составляет истинную духовную сущность мира" (там же, с. 53). Весь мир "как бы висит на этих логосах" (там же, с. 50ХХ?), и, благодаря этому, приобретает все ему присущие свойства. "Отцы и учителя Церкви всегда так и понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами зиждительного Логоса и Премудрости. Эта "логосность" мироздания обнаруживается повсюду, она отображает волю Создателя и Промыслителя. Логосы вещей, явлений, стихий суть отблески Логоса Божия" (Киприан,архимандрит, 1996, с. 300). Их "присутствие" ощущается в законах мироустроения и гармонии мира.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6