Статистика

О чем молчат красоты мира

Подчеркнем еще раз, что такое понимание основ бытия не имеет ничего общего ни с пантеизмом, стирающим грань между Богом и миром, ни с деизмом, отвергающим участие Бога в жизни тварного мира после акта его сотворения. "Если пантеизм слил в одно Бога и тварь, и если деизм не мог преодолеть трагической бездны между миром и трансцендентным ему Богом, то святоотеческое предание никогда не знало этих основных трудностей космологии; оно всегда сознавало живую связь Творца и мира" (Киприан, архимандрит, 1950, с. 326). И отражением этой живой связи является свойственная нашему миру красота. Святоотеческая традиция свидетельствует: "Все в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова, ибо откровение Слова. Весь мир есть Откровение, – некая книга неписанного откровения. Или, в другом сравнении, – весь мир есть одеяние Слова. Во многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл" (Флоровский, 1992, с. 204).

В частности, об этом духовном смысле свидетельствует и пропорция золотое сечение. В самом деле: золотое сечение – это разделение какого–либо отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая – к длине всего отрезка. Количественно такое отношение, как уже говорилось, приблизительно равняется числу 0,618. Но само по себе это число ничего не говорит о том глубоком смысле, который оно в себе заключает.

Задумаемся о сущности золотой пропорции. Любой отрезок можно разделить на бесчисленное число неравных частей. Но только в одном случае соотношение между ними и целым будет идеально простым и правильным. Этот случай – золотое сечение. По словам исследователей, "золотое сечение представляет собой одно из тех замечательных математических соотношений, которые по существу и простоте идеи прямо вытекают из природы вещей". Можно сказать, что в этой пропорции материальными средствами передается смысл, идея (Лосев, 1990, с. 361). Само представление о каком–либо смысле у нас всегда сочетается с представлением о слове – носителе этого смысла. Нечто подобное мы можем сказать и о том смысле, которым наполнены природные объекты. Этот смысл свидетельствует о тех энергиях-логосах, которые, исходя из Божественной сущности, дают основание жизни тварного мира, а в конечном счете — о самом Ипостасном Слове, через Которое "начал быть" наш мир (Ин. 1, 1—3).

Христианские Богословы, говоря о свойствах Божественной сущности часто указывали на такую категорию, как простота. Это свойство мы наблюдаем и в пропорции золотое сечение, а также в других математически правильных эстетических формах. Исследователи, кстати, в последние десятилетия пришли к выводу, что "правила, по которым строятся сложнейшие ткани живых организмов, могут быть до абсурда простыми" (А.К. Дьюдни, цит. по: Петухов, 1988, с. 44). И эта уникальная простота геометрически–правильных форм живой природы, воспринимаемая нашим эстетическим чувством, свидетельствует вовсе не о борьбе за выживание или каком-либо ином, пантеистическом атрибуте предполагаемой эволюции, но о том таинственном смысле, которым Создатель соизволил запечатлеть Свой стиль работы над миром, Свои свойства.

Аналогичным образом простота Божественного замысла проявляется и в ярких цветах живой природы. Ведь любая яркая краска — это монохроматический, то есть простой свет. И сочетания этих простых цветов в яркой палитре природы, безмолвно свидетельствуют о том смысле, которым Творец соизволил наполнить наш мир.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6